Фестиваль Фестивалей «Мы едины, мы – Россия!» — всероссийский проект, объединяющий существующие на территории страны конкурсы и фестивали патриотической направленности


ТОЧКА ЗРЕНИЯ
 

Андрей Макаревич, Президент Международного музыкального фестиваля «Сотворение мира», Народный артист России

"Невежество - главный враг патриотизма" - интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара

Липскеров Дмитрий Михайлович  Что нам делать с культурой?..

Выдержки из интервью заместителя Министра культуры Российской Федерации А.Е.Бусыгина журналу «Наша власть: дела и лица», № 01-02 (93) - 2009

Давид Тухманов из интервью «Литературной газете»

Из интервью с Олегом Газмановым

 

 

Андрей Макаревич, Президент Международного музыкального фестиваля «Сотворение мира», Народный артист России. Из интервью РИА Новости.

«Для меня одна из движущих сил фестиваля заключается в том, что музыканты разных стран и разных исповеданий договариваются друг с другом лучше, чем политики.

Поскольку, хорошая музыка - это пока еще то, что влияет на человечество, нам показалось, что было бы недурно именно во «многорелигиозном» городе Казани провести фестиваль, где все конфессии будут дружны».

Макаревич отметил, что, как человека, любящего музыку, его двигает «очень большой перекос в сторону ширпотребовской музыки».

«Это не значит, что ее не любят во всем мире. Дело в том, что во всем мире Бритни Спирс собирает стадионы, но и такой музыкант, как Тони Левин, тоже их собирает. У нас же идут только на Бритни Спирс, а Тони Левина знают единицы профессиональных музыкантов и любителей хорошей качественной музыки. Мы стараемся как-то способствовать тому, чтобы таких музыкантов знало у нас больше людей», - сказал музыкант.

По материалам РИА Новости
30.08.08

 

"Невежество - главный враг патриотизма" - интервью ректора РГГУ Е.И.Пивовара для интернет-ресурса КРЕМЛЬ.org

Что такое патриотическое воспитание сегодня?
Я не могу дать определение, но могу сказать, что об этом думаю. Я считаю, что в сферу патриотического воспитания, бесспорно, входит воспитание знанием, знанием о своей стране, о культуре своей страны и, конечно, воспитание знанием о народах, о цивилизациях, которые окружают нашу страну. Такая двойственная составляющая этого воспитания знанием включает, с одной стороны, подлинное уважение к своим корням, к своей культуре, к своему народу и, с другой стороны, толерантное отношение к окружающим его культурам, народам и историческому опыту. Потому что если такое сочетание будет нарушено, то это может привести к ксенофобии, с одной стороны, к уничижительному отношению окружающих и к национализму по всему периметру наших границ, с другой стороны. Настоящий патриот, конечно, прежде всего, обладает знаниями о своей культуре, о своей цивилизации, о народах, которые живут издревле на этой земле. И эти знания являются базой для патриотического воспитания. Это не религия - это знание. Потому что воспитание через знание крайне важно.

На каких примерах можно воспитывать патриотизм?
Бесспорно, мы должны воспитывать патриотизм на примерах тяжелых испытаний, которые выпали на долю наших народов, испытаний, которые не сломили дух народа, и наши народы их выдержали. Для моего поколения это события Великой Отечественной Войны и Второй Мировой войны в целом, это события послевоенного возрождения. Говорят о немецком чуде, о японском чуде, но было и советское чудо, чудо нашего народа, когда за несколько лет мы восстановили из руин огромную территорию. Этим действительно надо гордиться. Это и наши достижения в области науки и техники. Для меня, например, 12 апреля 1961 года был самым счастливым днем в жизни. Это наши достижения в экономике, в науке, в искусстве, в спорте - этим надо гордиться. Но есть и более ранние, древние страницы нашей истории, которыми можно гордиться. Только не надо, я бы сказал, закрывать глаза и на темные страницы нашего прошлого, тяжелые страницы.

На Ваш взгляд, как понимают патриотизм люди разных возрастов? В чем разница, что общего, что отличного?
У каждого поколения, как говорят ученые, есть свое историческое время. Не только время, когда он родился и живет, но и поколенное разное время - время молодости, время юности, у всех же есть студенческие годы, всего пять лет, но у кого-то это 50-е годы, у кого-то 60-е прошлого века, а у кого-то это 10-е годы этого столетия. И они, естественно, разные, хотя вроде бы студенческие годы. Они разные, но одновременно и одни и те же. В чем это заключается? В том, что есть общее историческое время, когда встречается однокурсник или одноклассник, не важно, или сотрудник, который работал в одном каком-то учреждении многие годы, он расплывается в улыбке только потому, что он встречает того, кто имел ту же судьбу, ту же историческую общность. И это сочетание надо иметь в виду, что, с одной стороны, разное историческое время, с другой стороны, есть какие-то черты, обобщающие и тех, кто были в это разное время в этих сообществах, и общие какие-то элементы. И то же самое с народом. У нас, конечно, разные поколения, и по историческому опыту, и по составу населения, но есть и общность - это одна страна, это наша страна. Поэтому, конечно, когда мы говорим о своей стране, мы гордимся ею, и когда кто-то начинает о нас говорить плохо, мы, естественно, вздрагиваем и даже немножко ершимся, и имеем на это основания, потому что нам обидно. Мы можем сами себя критиковать, это другой разговор, но когда начинают нас критиковать другие, нам обидно, мне лично обидно, даже если критика в чем-то и справедлива. Я думаю, что есть и единство, и различие. Историческое время - это очень интересный инструмент познания прошлого, но оно имеет и реальное наполнение в любое время, и в наше время тоже. Я уж не говорю про историческое пространство, строго говоря, это тоже особая статья, потому что человек, который живет в одном географическом поясе, в одной стране, имеет какие-то менталитетные особенности.

На Ваш взгляд, нужны ли какие-то специальные структуры, которые будут заниматься патриотическим воспитанием, специальные программы в школах или вузах? Чтобы вновь просто не скатиться к разговорам о патриотизме?
Вообще-то главная задача образования - это воспитание знанием, это его главная функция. Если образование ее не реализует, то надо это немедленно пресекать. Второе: в воспитании образованием есть элементы, которые особенно важны в процессе формирования личности и воспитания. Условно, это родной язык и родная литература, это история своей страны, это основы социальных знаний, философии, экономики, права, правовая культура. Это функция всех уровней школ, для этого не нужны какие-то особые институции, надо просто это осуществлять. Второй момент, который несколько сложнее: средства массовой информации тоже должны быть на это направлены. Я понимаю, что это четвертая власть, но они должны быть на это направлены. Я могу продолжить этот перечень институций, функция которых в этом заключается до бесконечности. Но получается, надо создавать какие-то новые, какая-то кампанейщина. Другое дело, что есть какие-то конкретные задачи в воспитательной работе. Условно говоря, мы же не могли предугадать, что будет Олимпиада в Сочи. И, конечно, нам теперь нужно нашу воспитательную работу в связи с этим как-то координировать. То есть, есть такие задачи, которые появляются из самой жизни. Вот тогда, конечно, нужны какие-то дополнительные программы. У нас появляются в обществе некоторые тревожные тенденции, например, никто не мог подумать, что после разгрома нацизма, на этой земле может возникнуть неонацизм. Но раз это, к сожалению, есть, то с этим надо бороться, и, естественно, должны появляться программы для этого. А вообще-то воспитание - это главная задача школы и семьи. Давайте папе и маме программу - воспитание детей, давайте еще одну программу сделаем. Они, по идее, для того и родили детей, чтобы воспитывать. Я так считаю, не знаю, может быть, я не прав.

Но сейчас есть некие проблемы с патриотизмом.
Конечно, есть. Потому что, к сожалению, образовательная среда в условиях реформ что-то упустила. Плохо, что у нас была жесткая, централизованная, контролируемая система стандартов обучения, где была для всех одна история КПСС, и никто не мог ее отменить. Теперь, конечно, демократия, любой вуз и любое учебное заведение может само предложить модель стандарта образования в высшей школе. Мало того, студент может выбрать, какие курсы он хочет посещать, какие - нет, это все здорово. Но одновременно некоторые базовые, не с точки зрения, что они обязательные, а с точки зрения интересов общества элементы образования исчезают. Например, я знаю, что в проектах стандартов третьего поколения то достижение, которое было с большим трудом реализовано во втором поколении: что любой вуз, какой бы он ни был, торфяной, или театральное училище, но обязательными были два курса - философия или история философии и отечественная история. Я не говорю о качестве, это другой разговор, его уровень надо совершенствовать, но все-таки они были обязательными. Теперь начинается разговор: давайте по выбору, есть девять или семь общественных дисциплин, экономический вуз выберет историю экономических учений, индустриальный - историю техники, но это не то. Мы-то говорили об отечественной истории, а не об истории техники, что тоже нужно, конечно, но это не то. И мы говорили о философии как мировоззрении, а не просто науковедении, допустим, истории химии. Это нужно, но должно быть не вместо, а в плюс. Поэтому, конечно, стоит эта задача. Потому что главный элемент патриотического, в моем представлении - это русская литература и язык, это отечественная история и это философские мировоззренческие позиции. Какое без этого может быть воспитание в высшей школе? Независимо от того, что, строго говоря, и математика, и химия, и астрономия - все равно это воспитание, воспитание знанием. Если, конечно, знание качественное и процесс образования эффективный.

Идет процесс глобализации. Значит, должны быть какие-то дисциплины, которые одновременно развивают и патриотизм, и толерантность.
Ну а как же, разве русская литература толерантность не развивает? Развивает. Или русский язык, отечественная история и философия - это минимум. Но тут важно содержание. Ведь отечественная история, если правильно поставлена задача, или русская литература - это же не воспитание, что мы абсолютно ни на кого не похожие. Как раз наоборот, это осознание нас в системе мировых ценностей. Гуманитарное знание должно иметь две результирующие: первое - уважение и понимание ценностей своей культуры и достижений своего народа, и второе - уважение и понимание роли других народов. По-другому быть не может, у нас же границы по всему периметру. Только на Севере белым медведям не нужно ничего внушать, а во всех остальных сторонах света мы же с кем-то соседствуем, мы же не можем это не учитывать. Нам нужно точно знать, кто нас окружает, с кем мы имеем тысячелетние контакты. Мало того, это же взаимное движение. Невежество - это и есть главный враг патриотизма. Потому что надо через знания воспитывать уважение к себе, а не через незнание, я так считаю.

09.06.2008
Источник:
http://www.rsuh.ru,
www.kreml.org

 

Липскеров Дмитрий Михайлович  Что нам делать с культурой?..

Происходившие и происходящие в государстве изменения больно ударили по духовным традициям нашей страны, отодвинули Культуру и культурные ценности на цивилизационные задворки.

Осуществленный еще совсем недавно в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождался глубочайшим кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления особенно остро коснулись области духовности и культуры (смена духовных ценностей; свержение общего культурного уровня населения почти до нулевого уровня; низкий уровень государственного финансирования культуры; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Многие воспринимают нынешний упадок культуры как нечто естественное, утешают себя мыслью, что на распад обречена какая-то «прошлая» культура, а не культура вообще и что взамен на новом историческом этапе, на голом поле демократических новообразований расцветет новая культура нового поколения. Такая точка зрения крайне ошибочна.

Современное поколение, которое так гордится многими своими достижениями в сфере научно-технического прогресса, не мыслит более категорией, составляющей основу основ, – духовным прогрессом человечества. Люди нашего времени решительно не хотят видеть вещи такими, каковы они есть, и всеми силами стараются придерживаться максимально оптимистического взгляда на то, чего не существует.

Необходимо констатировать, что мы теряем поколения молодежи, выращенные в культурном хаосе, поколения, которым наплевать на свои корни. У современных постсоветских поколений отсутствует понимание того, что есть истинная культура, духовность и, зачастую, происходит подмена понятий. В обществе понятие духовной культуры сужается до примитивного досуга, а в лучшем случае до потребления эрзаца искусства. Если и должно существовать время «искусства и зрелищ», то оно закончилось еще вчера!

Нужно ясно и четко понимать: Искусство – есть Культура, но Культура – не есть искусство. Культура - всеобъемлющее понятие, надстроечное, надбытийное.

Культура всегда была решающей точкой опоры России, главным, если не единственным ее спасительным кругом, в том числе ее экономической мощи, державного величия, Самосознания!
Россия - такая страна «больной совести», где при упадке культуры подъема экономики быть не может. Поэтому сегодня необходимо проявить политическую и гражданскую волю и положить реальное начало процессу возвращение понятие – «Культура», как понятия наивысшей ценности. Так как главное в человеке все-таки – душа, то Культура – это душа нации!

Государство не должно руководить творческими процессами, оно должно решать общую задачу возрождения духовного культурного подъема нашей страны.

Необходимо направить усилия общества и государства на сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного пространства, создание условий для равного обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам для сохранения и развития культурного потенциала нации.

Перестать рассматривать культуру только как сферу досуга и искусства, перестать финансировать культуру по остаточному принципу.

Необходимо остановить продолжающееся дистанцирование власти от Культуры. Стране необходима серьезнейшая, последовательная, основательно выверенная политика в области культуры, которая должна стать высшим государственным приоритетом.

Чтобы решать созидательные задачи по возрождению духовности, образования, науки, сельского хозяйства, запускать механизмы модернизации и научно-технического процесса, повышать эффективность управления, увеличивать рождаемость, крепить обороноспособность, необходимо главное - возрождать гражданина России, который воспринимает настоящее и будущее страны как свое собственное дело, а смысл своей жизни - как служение Родине. Таковая последовательность без глобального понятия КУЛЬТУРА просто НЕВОЗМОЖНА!

Наше общее жесткое безразличие к будущим поколениям, к детям, из судеб которых сложится судьба России через 10-15 лет, есть крайне опасный и тревожный показатель духовно-нравственного состояния общества.

Нам придется понять, что процесс культурного восхождения будет мучителен и потребует долгого времени, никак не меньшего, чем время культурного регресса!

Только единая система образования, без десятков толкование прошлого, только констатация исторических фактов, а не отношения к ним, поможет воспитать у детей патриотизм, любовь к своей малой родине, городу, улице, семье. Мы любим Родину не за то, что у нее много лесов, полей и рек, а просто за то, что она – Родина. Так дитя любит свою мать!

Духовность, культура – эта та охранная грамота для молодежи, защищающая ее от губительной идеологии экстремизма, ксенофобии и терроризма, черных мифов о российской истории.

Именно Культура, в глубинном смысле сыграет должную роль в сплочении гражданского общества, в мобилизации духовно-творческого потенциала народа на борьбу со всем тем, что не дает возможности истинному возрождению России.

Последовательно решая задачи возвышения подлинной Культуры, выработки ее ЭТАЛОНА, расширения возможностей Культуры воздействовать на все сферы жизни общества, мы сможем поэтапно утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир этнического добрососедства, межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться новое мирокультурное пространство России, где не останется места для экстремистских проявлений.

Предлагаю вернуться на годы, вспомнить истинное, и впредь руководствоваться для решения этой труднейшей задачи «Декларацией прав культуры», разработанной академиком Д.С. Лихачёвым, последним хранителем истиной Духовности России. Я считаю «Декларацию прав культуры» важнейшим, историческим и практическим документом конца ХХ в., призванным стать основой для сохранения и развития культуры, как в Российской Федерации, так и в мире.

Нам необходимо соотнести сегодняшний день с Лихачевской декларацией, определить точное местонахождение России на культурной шкале и начать постепенное возвращение к утерянному. Мы должны пересмотреть все законы и законодательные акты, так или иначе связанные с Культурой. Как не прискорбно – именно жесткий закон, и его неукоснительное исполнение может вернуть на территорию России Культуру.

Заместитель комиссии по культуре Общественной Палаты РФ, Липскеров Д.М.
Соб.инф., 15.04.2008
Источник
http://www.oprf.ru

 

Выдержки из интервью заместителя Министра культуры Российской Федерации А.Е.Бусыгина журналу «Наша власть: дела и лица», № 01-02 (93) - 2009

Культура и общество, культура и самосознание нации, культура и политика, культура и история. Эти понятия неразрывно связаны. Правда, в последнее время к ним добавилось новое – культура и кризис. Как Министерство культуры России работает сегодня, какие приоритеты отстаивает, как в стране осуществляется воспитание молодого поколения россиян?

На эти и другие вопросы ответил заместитель министра культуры Российской Федерации Андрей БУСЫГИН.

– Андрей Евгеньевич, что будет сделано Минкультуры в ближайшие два года по реализации программы героико-патриотического воспитания россиян?
– Проблема очень актуальна. Все отмечают, что после принятия этой программы интерес к ней возрос. Причем не только в отношении мероприятий, организуемых и патронируемых Министерством культуры. Особенно много конкурсов, фестивалей, выставок общероссийского и местного звучания будут проходить в субъектах РФ. Что касается нас, то серьезное внимание будет сосредоточено на подготовке к юбилейной дате – празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

– 70-летие начала Второй мировой войны, 65-летие открытия Второго фронта, а затем и Победы – события всемирно-исторического значения. Медиагруппа «Наша власть» выступила инициатором крупномасштабного проекта, посвященного Второй мировой. Каким образом усилия нашего издания могут быть подкреплены поддержкой Минкультуры? Тем более что события происходят на фоне попыток западных «историков» подвергнуть ревизии итоги войны и нашу Победу.
– Поступающие заявки тщательно рассматриваются, и в случае их соответствия целям и задачам программы «Культура России» на 2006–2010 гг. включаются в план.
В свою очередь мы продумываем реализацию отдельных проектов и программ в русле планов Российского организационного комитета «Победа», который, как известно, возглавляет президент России. Министр выступал 27 января на заседании этого оргкомитета в Санкт-Петербурге, приуроченном к прорыву блокады города на Неве, с конкретными предложениями по издательской деятельности, подготовке фильмов и другим проектам к грядущему празднованию 65-летия Победы.

– Хочется услышать и о других направлениях вашей деятельности к юбилею Великой Победы.
– Есть такое понятие как «монументальная пропаганда». Во всех уголках страны есть множество памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Но многие из них созданы в 60–70-х годах из недолговечных материалов.
Необходимо продумать систему, позволяющую вернуть и сохранить их облик. Еще один важный аспект – воинские захоронения, в том числе за рубежом. Раньше о них заботилось Минобороны, теперь эти функции переходят в ведение МИДа и к нам.
И конечно, в программу «Культура России» включена наша помощь в проведении тех мероприятий, о которых я говорил: конкурсов детского рисунка, фестивалей самодеятельной песни, выставок местных художников и скульпторов, мастеров народного творчества.

– Перейдем к вопросу, который волнует многих россиян: достаточно ли бюджетное обеспечение выполнения ФЦП в области культуры?
– Денег на развитие культуры государством никогда не выделялось слишком много. А творческие люди выдвигают множество интереснейших проектов, так что даже при наличии запредельных сумм на реализацию всех задумок никаких денег не хватит.
Мы рады позитивным переменам в отношении власти к развитию российской культуры. Ассигнования на эти цели увеличены почти в три раза. Правда, в силу нынешних финансовых трудностей бюджет придется корректировать. Когда перед губернатором стоит дилемма: строить театр или открывать больницу, он остановит выбор на охране здоровья людей. И будет прав. В условиях кризиса растет число безработных, которым нужно платить пособие. Так что в первую очередь деньги пойдут на социальные нужды. И лишь потом – в сферу духовной жизни.
Тем не менее, идет реставрация Большого театра, реставрация и строительство новой сцены Мариинки, театров в Пензе, Архангельске, Мордовии. Строится 12 библиотек в различных субъектах Федерации. В Элисте, накануне 400-летия добровольного присоединения к России, которое будет праздноваться осенью текущего года, закончится строительство музея. В этом году будет отмечаться 1150-летие Великого Новгорода. Там ведется реставрация нескольких древних памятников истории и архитектуры. Конечно, есть события, ассигнования на которые снижать бы не хотелось. Но внимательно подойти к определению приоритетов, разумеется, придется.

– Как определяются целесообразность и приоритетность финансирования того или иного проекта?
– Торжества, связанные с празднованием 1150-летия Великого Новгорода, пройдут в августе вместе с проведением ганзейских дней. Событие? Еще какое! Как тут сократишь смету – расходы просчитаны буквально до мелочей. Юбилей отметим без помпы, но вполне достойно.
Если наш премьер-министр в Давосе говорит, что это самый тяжелый кризис за последние 70 лет, то понятно – ужиматься придется всем. Конечно, будем изыскивать все возможности. Но даже Большой театр сокращает ассигнования на театральные постановки. Ничего не поделаешь – мировая тенденция.

Беседовал Кипрас Мажейка
Источник:
http://mkrf.ru

 

Давид Тухманов
из интервью «Литературной газете»:

– А что вы вкладываете в словосочетание «патриотическая песня» (в одном из интервью вы говорили, что патриотическое содержание песен для вас очень важно), и что означает для вас само понятие «патриотизм»?
– Я не знаю, что такое патриотизм. Просто мы вот живём, и нас всё больше и больше захватывает виртуальная среда. То есть мы живём одновременно во всех странах, питаемся одной и той же информацией, слушаем, как нам преподносят эту информацию разные комментаторы. Но, несмотря ни на какие комментарии, в человеке должно быть что-то фундаментальное, основополагающее: воспитание, традиции, культура земли, где родился и вырос. Тем более такой огромной и мощной культуры, как русская. Я воспитан на русской музыке, на русской классике, на русской песне. Всё это черты, которые формируют патриотическое чувство. И я очень доволен тем, что мне удалось написать хотя бы несколько песен, которые пережили советское время.

– Вы, конечно, скромничаете. Этих песен довольно много.
– Я имею в виду не лирико-развлекательные, которых действительно много. А именно патриотические – «Притяженье земли», или «День Победы», или «Я люблю тебя, Россия». Они шли параллельно, не противореча господствующей идеологии во времена Советского Союза, и тем не менее в них было что-то и своё, более глубинное, которое остаётся, хотя меняются времена и приоритеты.

30.11.04
По материалам
www.tuxmanov.ru

 

Из интервью с Олегом Газмановым

- Вас принято считать одним из главных авторов и исполнителей патриотических песен на нашей эстраде. Как вы сами понимаете патриотизм? Считаете ли, что любовь к Родине надо прививать, и если да, то как?
- Я пишу и пою разные песни, не только патриотические, у меня много лирических композиций. Просто ниша патриотических песен на нашей эстраде почти отсутствует - их только группа "Любэ" поёт, ну, и Александр Маршал немного. Есть отдельные песни разных исполнителей - и всё. На этом фоне мои песни и творчество вообще кажется патриотическим. Но я просто пишу о том, что меня трогает, что волнует. Пишу, как пишется. Считаю ли я, что патриотизм и любовь к Родине надо воспитывать? Да, безусловно! Нам очень нужна настоящая национальная идея - без этого все кирпичики, из которых построено государство, просто развалятся. Однако очень важно, чтобы инициатива не насаждалась насильно. В народе такая потребность уже есть - вы не представляете, сколько мне присылают текстов, дисков со своими записями, песен - и именно патриотических, о настоящей, искренней любви к Родине! Людям это нужно, они готовы объединяться на этой почве. Я считаю, что в таком объединении мог бы очень помочь фестиваль патриотических песен - даже не столько бравурных, сколько душевных, с национальным колоритом, исконно русской мелодичностью. Парадокс, но у нас такого фестиваля нет - разве что "Славянский базар", но он проходит в Белоруссии. Я даже писал письмо президенту с таким предложением, но идея пока не нашла воплощения. Без национальной идеи жить очень трудно. У всех крупных стран есть нечто, что объединяет народ, - и у американцев, и у китайцев. А у России после перестройки так ничего и не сформировалось.

Беседу вела Елена Котикова, корреспондент Чикагской "Недели"
По материалам http://stihi.ru

 

 

 

 

Россия - вперед фестиваль фестивалей мы едины мы Россия