Фестиваль Фестивалей «Мы едины, мы – Россия!» — всероссийский проект, объединяющий существующие на территории страны конкурсы и фестивали патриотической направленности
 
Иванов Олег Борисович

 
Иванов Олег Борисович - композитор, народный артист России, председатель Оргкомитета Фестиваля Фестивалей «Мы едины, мы – Россия»

Из обращения Председателя Оргкомитета Фестиваля Фестивалей «Мы едины. мы – Россия» Олега Иванова к участникам проекта:
«Я очень благодарен Александре Николаевне Пахмутовой за то, что она рекомендовала меня в Оргкомитет Фестиваля Фестивалей «Мы едины, мы — Россия». Нисколько не преувеличу, если скажу, что Фестиваль Фестивалей выразил очень актуальную сегодня идею патриотизма и гражданственности самым эмоциональным и искренним языком — языком искусства, художественного творчества россиян. Он вовлек в свою орбиту сотни тысяч человек и нашел горячий отклик в их сердцах. Он дал надежду тысячам народных талантов проявить себя на уровне серьезного искусства. Очень важно оправдать ожидания людей. У Оргкомитета есть оригинальные идеи по развитию этого начинания и большое желание их осуществить».

«Песни Олега Иванова отличают яркая мелодическая индивидуальность, бережное отношение к русскому слову, тот неповторимый творческий замес, который идет от сибирской народной музыки и характера, личности самого композитора, любящего жизнь, свои родные края – Алтай и Новосибирск, и всю нашу необъятную Россию» - Александра Николаевна Пахмутова.

Биография:

Олег Борисович Иванов родился на Алтае, в г. Барнауле 27 декабря 1947 года. После школы поступил в Барнаульский медицинский институт, где уже на первом курсе проявил музыкальные задатки — участвовал в самодеятельности и КВН, где пел и сочинял песни. По окончании института, несмотря на то, что ректор пророчил ему большую медицинскую карьеру, Олег принял решение полностью посвятить себя музыке и поступил в Новосибирскую консерваторию по классу композиции, которую окончил в 1976 году. С тех пор активно сочинял песни, сотрудничал со многими музыкальными коллективами и эстрадными артистами.

Первой его песней, получившей широкое признание, стала песня «Товарищ» на стихи Александра Прокофьева (1970). За ней последовали «Горлица», «На чём стоит любовь», «Песня, моя песня» и др.

С 1978 года О. Иванов — член Союза композиторов СССР. В 1982 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

С 1994 года — член Международного союза эстрадных деятелей.

В настоящее время продолжает много гастролировать, занимается творчеством и общественной деятельностью. Олег Иванов является членом попечительского совета Общественной гражданской акции неравнодушных людей «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»; председателем оргкомитета Фестиваля Фестивалей «Мы едины, мы - Россия», объединяющего более 120 музыкальных фестивалей и конкурсов гражданско-патриотической направленности; член авторского совета Российского Авторского Общества и др. организаций.

Начиная с 1991 года в государственном концертном зале «Россия» прошли 6 авторских концертных программ композитора (со съемками центрального телевидения), а в 2008 г. в Государственном Кремлевском дворце прошел его юбилейный вечер.

Олег Борисович Иванов - народный артист России, председатель песенной комиссии Союза московских композиторов.


Творчество:

Будут гореть закаты (Л.Ошанин) Лев Лещенко
Вьюга белая (И.Шаферан) Лев Лещенко
Глухариная заря (А.Поперечный) ВИА "Сябры"
Горлица (С.Кирсанов) ВИА "Самоцветы"
Горький мёд (В.Павлинов) ВИА "Самоцветы"
Завалинка (А.Поперечный) ВИА "Сябры"
Зацветает краснотал (А.Поперечный) ВИА "Пламя"
Классические розы (И.Северянин) Иосиф Кобзон
Королева золотого песка (В.Степанов) Анастасия
Листопад (Н.Зиновьев) София Ротару
На чём стоит любовь (О.Гаджикасимов) ВИА "Весёлые ребята"
Не горюйте, княжна (Ю.Гарин) Олег Иванов
Олеся (А.Поперечный) ВИА "Сябры"
Песня моя, песня (П.Леонидов) ВИА "Веселые ребята" и ВИА "Самоцветы"
Поезд юности (Л.Ошанин) Лев Лещенко
Пусть будет всё по-прежнему (А.Дементьев) ВИА "Акварели"
Рыбацкая песня (Р.Бернс/В.Федотов) ВИА "Весёлые ребята"
Талая вода (Л.Ошанин) Сергей Захаров
Товарищ (А.Прокофьев) Аида Ведищева
Бесконечная любовь (Н.Потемина и А.Серов) Александр Серов
Самовары-пряники (А.Поперечный) Надежда Бабкина
Царский сон (А.Поперечный) Надежда Бабкина
Расцветали яблони в саду (Н.Потемина) Надежда Бабкина
Осень (А.Стефанов) группа "Икс-миссия"
Подполковник (В.Степанов) Олег Иванов
Казачья (В.Проскуряков) Олег Иванов
Мамин крестик (В.Степанов) Анастасия
Мой край (Е.Скворешнев) Михаил Евдокимов
На речке, на Катуни (Б.Бартосевич) Михаил Евдокимов
30 000 дней (С.Алиханов и А. Жигарев) ВИА "Песняры"
Печеная картошка (А.Поперечный) ВИА "Песняры"
Тебе все равно (О.Гаджикасимов) ВИА "Весёлые ребята"
У криницы (А.Поперечный) ВИА "Сябры"
Родная деревня (А.Поперечный) ВИА "Сябры"

Издательства «Советский композитор», «Музыка», «Дрофа» (г. Москва) в разные годы выпустили семь нотных сборников песен Олега Иванова, в том числе - в 2009 г. нотное издание:
ИВАНОВ ОЛЕГ БОРИСОВИЧ. Я ПЕСНЕЙ, КАК ВЕТРОМ, НАПОЛНЮ СТРАНУ. Песни для голоса и фортепиано. Издательство «Композитор», 2009 г.

Выступление в рамках концерта "Мы едины, мы - Россия" "Фестиваль Фестивалей"
в Великом Новгороде, 27.09.2009.

 



ИНТЕРВЬЮ

Композитор Олег Иванов: «Я танцую с Москвой»

В своё время песня «Товарищ» в одночасье сделала композитора Олега Иванова известным
Как-то на заре туманной юности к Олегу Иванову подошел сокурсник и протянул сборник избранной лирики А. Прокофьева. На первой странице был крупный заголовок «Товарищ» («И хлеба горбушку – и ту пополам...»).
Начинающий композитор, сев за пианино, практически сразу написал мелодию. В том же году песня «Товарищ» победила во Всесоюзном конкурсе радиостанции «Юность». Потом появились его новые песни – «Горлица», «Горький мед», «Олеся», «Талая вода», «Завалинка».
Сегодня народный артист России Олег Иванов – председатель песенной комиссии Московского союза композиторов.

Спасибо бабушке

Олег, сколько лет прошло с тех пор, как в эфире прозвучала ваша первая песня?
– Почти сорок уже.

Вы ощущаете себя классиком жанра?
– Я не помню, какой композитор сказал, что классика в искусстве – это явление, которое проверяется временем. Если те песни, которые были популярными 30–40 лет назад, поются сегодня, то в этом смысле в них уже есть элементы классики. Но я себя классиком не ощущаю, потому что для меня всегда были ориентиром композиторы-классики. С самого моего детства, когда я еще учился в музыкальной школе города Барнаула, и тем более, когда я учился в консерватории. Конечно, были у меня юношеские амбиции. Я шесть лет писал песни, обучаясь в медицинском институте, и был довольно высокого мнения о себе великом. Но когда я поступил в консерваторию, то понял, какая мировая музыка написана на протяжении веков. И я очень четко определил свое место в этом великом океане классической музыки.

Вы напомнили мне высказывание композитора Гуно, который сказал замечательную фразу: «В 20 лет я говорил: только я, в 30 лет я говорил: я и Моцарт, в 40 лет я говорил: Моцарт и я, сейчас я говорю: только Моцарт»…
– Правильно, это абсолютно в русле того, что я сказал. По своему внутреннему складу я – романтик, и мне близко именно романтическое жизнеощущение. В раннем детстве я воспитывался дедушкой и бабушкой, а они – украинцы. Бабушка пела много и русских, и украинских песен. И если бы не было пения с бабушкой, я бы точно никогда не стал музыкантом, профессиональным музыкантом.

Новые песни придумала жизнь

Вы пишете и исполняете свои песни на протяжении нескольких десятилетий. Как изменились музыкальные вкусы публики в последние годы?
– Здесь я вижу как бы два ответа на ваш вопрос. С одной стороны, то, что касается меня лично. Я много работаю со своими авторскими концертами по стране и ощущаю наибольшую отдачу зрительскую, когда пою свои старые, проверенные временем песни. Это «Товарищ», «Горлица», «Песня моя, песня», «Тебе все равно», «Талая вода», «Олеся», «Горький мед», «Завалинка», «Печки-лавочки», «Зацветает краснотал», «Счастья первому дому» и другие. То есть песни, которые на слуху. Особенно эти песни близки людям моего поколения и чуть старше или чуть младше – вот в этом диапазоне.
Если говорить об общей тенденции, то я чувствую, что сегодняшний зритель и слушатель очень нуждается в песнях, которые были написаны нашими замечательными поэтами и композиторами в 30–80-е годы. Это, так называемая, ретропесня, которая уже давно у нас триумфально шествует. И молодые популярные исполнители с удовольствием включают их в свой репертуар. Они видят, что если исполняют известную песню из репертуара Муслима Магомаева, или Эдиты Пьехи, или Эдуарда Хиля и многих других наших выдающихся исполнителей, то эти песни дают им реальный успех в концертной программе.

И все же сегодня молодежь зажигают совсем другие ритмы. Почему бы вам не попробовать сочинять песни в современной музыкальной стилистике?
– Когда я работаю в сборном концерте либо смотрю концерт по телевидению, я вижу, как выходят молодые 19–20-летние ребята, начинают исполнять современные песни – зажигательные, с элементами рэпа или хип-хопа. Я чувствую, что мне трудно работать в этой стилистике. Потому что эти песни отражают мироощущение молодых, но с другой стороны – мне это неинтересно, потому что после этих песен, после того как они отзвучат, ничего не остается в душе, к сожалению. Ты не захочешь их повторить, они не остаются в твоей памяти, и когда сидишь за столом, эти песни петь не будешь. Мне кажется, что в этом направлении у нас немножко тупиковая ситуация, потому что в своей песенной культуре мы слишком сильно стали подражать Западу и, в частности, американской песне. Американская музыкальная песенная культура очень многообразна, там есть совершенно фантастические образцы, а мы взяли очень узкую ее ветвь – афро-американскую, с четко выраженной негритянской ритмикой.

По дороге в Матвеевское

Музыканты говорят, что классическая музыка – для души, джаз – для живота, а поп-музыка – для секса. Поэтому африканские ритмы не случайно вызывают такой повышенный интерес у гиперсексуальной молодежи. Хотя вы правы, в душе от этих песен мало что остается... Где вы ищете вдохновение для творчества – в Москве, за городом?
– Чем старше я становлюсь, тем у меня больше тяга к земле. Надеюсь, что осуществится моя уже давнишняя мечта, и я уже на будущее лето потихонечку начну строиться.

Это будет загородный дом?
– Надеюсь, что я начну этим заниматься. А в отношении Москвы у меня очень простая ситуация. Я же приехал в Москву из Новосибирска, женился по любви, но долгое время не чувствовал, что Москва для меня родной город. И только через десять лет проживания в Москве, после того как у меня родился сын Федор, я почувствовал себя здесь дома. Помню, я, возвращаясь с очередного концерта, прилетел в аэропорт, сел в машину и впервые поймал себя на мысли, что я еду к себе домой. То есть для меня Москва стала родным городом с рождения сына.

У вас есть песни, посвященные Москве?
– Я написал несколько песен о Москве. Как мне кажется, довольно удачной получилась песня «Я танцую с Москвой» на слова Владимира Степанова, которую прекрасно исполняет Анастасия. И вот буквально на днях, перед выборами в Мосгордуму, состоялся большой праздничный концерт. Его открывала премьера моей песни «За нами Москва», которую я написал на стихи Анатолия Поперечного. Надеюсь, что она понравится москвичам.

Олег, у вас есть любимые уголки в столице, где вы чувствуете себя особенно хорошо, душой отдыхаете?
– Вы знаете, я живу в очень удачном месте – это спальный район Матвеевское. Это очень зеленый район, тихий, уютный, спокойный. И, слава богу, пока там еще нет метро. Ближайшее метро – «Славянский бульвар», кстати, замечательная станция, новая, очень красивая. Если говорить о центре столицы, то мне очень нравятся тихие переулочки старой Москвы: район Сретенки, около храма Христа Спасителя, Пречистенка, арбатские переулочки. А Красную площадь по красоте я вообще считаю в числе лучших мест на планете.

Автор: Игорь ЛОГВИНОВ
Вечерняя Москва №198 (25218) от 21.10.2009
 

«Олег Иванов: Песни горбушка - и та пополам»

Алексей Левадний
В арсенале лауреата премии Ленинского комсомола, заслуженного деятеля искусств России Олега Иванова не один десяток песен. Многие из них навсегда вошли в золотой фонд отечественной музыки, стали неотделимой частью своей эпохи. Композитор активно занимается музыкальным творчеством, сотрудничая как со знаменитыми, так и с молодыми исполнителями. Весь его день расписан по часам. Вот и наша встреча прошла на бегу, в коридорах радиостанции "Маяк".

- Что вас сюда привело, Олег Борисович?
- Меня пригласили. В нынешнем году радиостанции исполняется 40 лет, и в связи с этим здесь провели отбор песен, наиболее часто звучавших в эфире за такой долгий срок. В список "самых-самых" попали три моих песни: "Товарищ", "Завалинка", "Олеся". В последнее время мои песни стали звучать чаще и на радио, и на телевидении. Одна из причин - возрождается моя творческая дружба с белорусским ансамблем "Сябры". Мы вернулись к нашим лучшим старым песням, даем им новое звучание. Замечательная получилась песня "Глухариная заря" на слова Анатолия Поперечного. На юбилейном концерте "Сябров" в Государственном Кремлевском дворце эта песня, на мой взгляд, наиболее убедительно прозвучала.

- Что в вашем понимании выражение "самобытный песенник", примененное к вам?
- По своему внутреннему складу я - романтик, и мне близко именно романтическое жизнеощущение. Уделяю большое внимание фольклору, потому как чувствую в себе духовную связь с народной музыкой. Это у меня с раннего детства. Прежде всего, тут свою роль сыграла сибирская народная музыка. В раннем детстве я воспитывался дедушкой и бабушкой, а они - украинцы. Бабушка пела много и русских, и украинских песен. И если бы не было пения с бабушкой, я бы точно никогда не стал музыкантом, профессиональным музыкантом. А бабушка была замечательной певицей. Мои народные песни поют Сибирский и Уральский народные хоры. Надежда Бабкина - замечательная исполнительница моих песен, и быть у Нади на репетициях и концертах - для меня минуты счастья.

- С чего начинается ваша музыка, как она к вам приходит?
- У меня чаще всего песня рождается на слова, именно они дают толчок к творчеству. В словах для меня самое главное - ритм. А какое воздействие слов на подсознательном уровне! Ритм, эмоциональность, и чем старше я становлюсь, тем большую роль для меня играет содержание. Мне достаточно двух понравившихся строчек, чтобы начать работать с поэтом. Иногда мы сотрудничаем несколько дней, а иногда работа затягивается и не на один месяц.

- А мелодии без слов вы пишете?
- Если говорить об академических жанрах, то, конечно же, пишу, иначе я не окончил бы консерваторию. Моей дипломной работой стала опера по пьесе Чехова "Юбилей". Есть у меня маленькая симфония для симфонического оркестра. По окончании консерватории я работал солистом Новосибирской филармонии, написал в то время вальс для симфонического оркестра. Эстрадные пьесы пишу и сейчас.

- Что вы считаете главным достижением в своей творческой биографии?
- Мне кажется, я сумел написать три - четыре яркие песни, за которые мне не стыдно. Горжусь ими. Горжусь и тем, что встретил прекрасных поэтов, прекрасных исполнителей. Это песня "Товарищ" на слова Александра Прокофьева в исполнении Аиды Ведищевой, песни "Олеся" и "Завалинка" в исполнении "Сябров". Это песня "Горький мед" на слова Владимира Павлинова, "Талая вода", которую написал Лев Ошанин, и "Горлица" на слова Семена Кирсанова. Хотя можно говорить о 20 - 25 известных моих песнях. Но названные песни - мои лучшие.

- О чем-нибудь в жизни жалеете?
- Единственное, что я могу пожелать сам себе, это то, чтобы больше обращал внимания на молодежную музыку, которая сейчас много звучит. Чтобы продолжать писать песни, чтобы не сойти со своей тропинки. Для этого обязательно надо использовать достижения современной музыки. Однако мне не все сегодня нравится. Но есть песни, которые обращают на себя внимание нестандартностью решения, очень интересные звуки, технологии. В песенном отношении поэзия для меня иногда просто загадка, потому что читаешь слова без музыки - ну никак не идет! А с музыкой высвечиваются очень интересные вещи.

- Не бывает ли дома таких ситуаций, когда появляется желание сесть за фортепиано и договорить нотами то, чего не высказать словами?
- Такое постоянно! Когда тебя захлестывает радость или же, наоборот, неприятность, сразу же появляется желание сесть и играть. И у сына то же самое. Дело в том, что он начал сочинять свою музыку. И если ему попадает от мамы за ослушание, то он садится за инструмент и играет свою музыку. Тем самым показывает: как же ты меня недооцениваешь, мама, посмотри, какую музыку я сочиняю...

- Ваша оценка современного положения классической музыки и музыки от шоу-бизнеса?
- Во всем мире классическая музыка, к сожалению, очень сильно уступила свои позиции современной эстрадной музыке. К сожалению, и в России, как и на Западе, музыка начинает все больше играть обслуживающие функции. Звезда - товар штучный, звезда рождается один раз в 20 - 30 лет, как Пугачева. А "фабрики звезд" не могут существовать по определению. Берут симпатичных мальчиков, девочек, которым еще надо очень многому учиться. И самое главное, что их потом, наскоро подготовив, вводят в очень жестокую эксплуатацию. В основном они умеют двигаться, но мало кто из них хорошо поет. Ни о какой гражданственности и патриотичности исполняемых такими "звездами" песен не может идти и речи.

"Союз. Беларусь-Россия" №25 от 1 июля 2004 г.

 
 

 

 
 

хостинг, создание и поддержка сайта vzdorov.ru